Объекты культурного наследия

Богоявленская церковь с. Пахотный Угол

Каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделами Троицы Живоначальной и Казанской иконы Божией Матери возведена в 1893 году на средства прихожан . Это было время массового строительства церквей по всей Тамбовщине.       Единственная пятиглавая церковь в районе. Пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов. Величавая белоснежная храмовая композиция в русско-византийском стиле, высотой 53 метра, представляет собой высокий четверик, торжественно несущий пятиглавое шатровое венчание.      С востока к основному объему примыкают три полукружия алтарной апсиды.

Основания куполов и шатров украшены рядом трехчастных кокошников.  Первоначальный декор внутри храма утрачен, но уцелело главное убранство и достоинство Богоявленской церкви   роскошный иконостас.

К сожалению, как и все православные храмы Тамбовщины, Богоявленская церковь пережила разные периоды своего существования.  В годы гражданской войны на стенах храма оставили свой след снаряды.

Свято-Троицкий храм с. Бондари 

Бондарская архитектурная жемчужина– Свято Троицкий Храм. Храм одноглавый, сделан в виде громадной круглой башни  (ротонды) с куполообразным верхом. Над куполом помещена звонница, выше звонницы устроена глава (яблоко) с изящным крестом.

Богатством оформления интерьеров церковь обязана владельцам бондарской суконной фабрики ― семейству Мартына Лиона иТатьяна Лион (Араповой), известных в Тамбове своим участием в разнооб­разных благотворительных акциях.

Храм строили 4 года, а точнее сказать 4 лета, так как считали, что это лучшее время для качества постройки.

Главный престольный праздник –Троица и Михайлов день. Внутри церкви, по стенам ее расположены обширные хоры с приделом в честь мученицы Татьяны. Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Главный алтарь пристроен к храму в виде полукруга, храм богато украшен художественной живописью, дорогим иконостасом и богатой утварью. В храме много старинных и почитаемых икон.

Однако история этой на редкость нарядной и праздничной церкви в ХХ в. имела и трагичные страницы. В 1918 г. весь причт Троицкого храма был расстрелян карательным отрядом красноармейцев. В 1930-х гг. XX в. Свято-Троицкий храм был закрыт. С 1946 г. Троицкая церковь стала вновь действующей.

В 2011 г. была проведена реставрация храма, который признан памятником архитектуры Тамбовской области. Свято-Троицкая церковь вдохновила многих художников и поэтов на посвящение ей своих произведений.

   

Памятный знак П.И.Чайковскому

Несколько лет подряд с 1871 по 1876 годы в Тамбовском имении у своего ученика и друга графа Владимира Степановича Васильева-Шиловского отдыхал и плодотворно работал Петр Ильич Чайковский. Впервые он приехал в имение в 1871 году. Хозяин усадьбы попросил живших в имении крестьян и прислугу не мешать гостю. По воспоминаниям брата композитора Модеста Ильича Чайковского, одиночество во время прогулок было для Петра Ильича также необходимо, как и в часы занятий. Жители деревни часто видели изящного с правильными чертами лица мужчину, который не отличался моложавостью и выглядел значительно старше своих 30 лет. В первый свой приезд в Усово Чайковский провел конец летних каникул и был окружен там «нежными заботами», позже это имение стало для Петра Ильича Чайковского, по его же словам, «центром постоянного влечения».

В семидесятых годах ХIХ века усадьба Усово имела несколько запущенный вид. По словам старожилов, в большом парке стоял двухэтажный барский дом с верандой и балконом. Перед домом была клумба с яркими цветами и стеклянным шаром в середине ее. Стекло в необычайном ракурсе отражало разноцветье голубого неба и яркие цветы клумбы. Усово казалось привлекательным для Чайковского из-за обилия лесных насаждений, прудов, бескрайних степных просторов. В этой своей «летней резиденции» Чайковский любовался пленительными местами для прогулок, где можно было реализовать его заветную мечту об «отрадном одиночестве».

В имении композитор отдыхал один, В.С. Шиловский знал эту потребность своего друга и не стеснял его своим присутствием. В одном из прудов имения хозяин водил лебедей. Позднее этот пруд был прозван местными жителями «Лебединым озером». Сам П.И. Чайковский так вспоминал о своих впечатлениях: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня, вдали скромная церквушка, словом все, что составляет убогий русский, родимый пейзаж…» [217].

Одинокое уединение в деревне доставляло Петру Ильичу огромное удовольствие, позже он вспоминал, что только раз в Усове ему удалось полностью реализовать свою мечту. В 1872 году Чайковский жил в Усове с конца июля до середины августа, где завершил работу над второй симфонией. В письме Н.Ф. фон Мекк из Парижа от 22 апреля 1878 года он так писал: «…в начале августа я поехал в Тамбовскую губернию. Я очутился совершенно один в прелестном оазисе степной местности. Не могу Вам передать, до чего я блаженствовал эти две недели. Я находился в каком-то экзальтированно-блаженном состоянии духа, бродя днем один в лесу, под вечер по неизмеримой степи, а ночью сидя у отворенного окна и прислушиваясь в торжественной тишине захолустья, изредка нарушаемой какими-то неопределенными ночными звуками. В эти две недели без всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой, я написал начерно всю «Бурю»». Идею создания симфонической фантазии по мотивам одноименной пьесы Шекспира подсказал Чайковскому В.В. Стасов. 27 января 1873 года П.И. Чайковский писал В.В. Стасову: «Сюжет «Бури» до того поэтичен, Ваш план требует такой музыкальной законченности и изящества фактуры, что я намерен сдерживать обычную свою нетерпеливость в сочинении и выждать благоприятных минут…» [217]. По возвращении в Москву, Чайковский завершил работу над симфонической фантазией, премьера которой состоялась 7 декабря 1873 года.

В 1874 году П.И. Чайковский приехал в Усово в середине июля. В его творческом портфеле в то время лежали черновые эскизы оперы на сюжет Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Конкурс на создание произведения по мотивам повести Гоголя был объявлен в начале 1873 года дирекцией Императорского Русского музыкального общества. В Усове Чайковский приступил к инструментовке будущей оперы. Он был очень увлечен и поглощен этой работой, проводя за столом по пять-шесть часов в день. 21 августа произведение было полностью готово. Чайковский вспоминал, что это был период непрерывного вдохновения и восторженной любви к предпринятой задаче, сравнимый разве с Пушкинской Болдинской осенью. Вернувшись в конце августа в Москву, Чайковский сдал свою работу в организационный комитет конкурса ИРМО под девизом, который в переводе с латинского значил «Искусство вечно, жизнь коротка». Комитет присудил автору первую премию.

Следующий приезд Чайковского в Усово был ознаменован созданием третьей симфонии. Автор считал это свое произведение самым лиричным, «своей заветной тропинкой на творческом пути». Работал над этим сочинением автор в Усове с конца мая 1875 года. Первые эскизы симфонии были завершены в июне. В середине августа Чайковский в письме к Танееву вспоминал: «…в июне я провел три недели в Тамбовской губернии. Симфония написана и отчасти оркестрована там…» [217]. Эту симфонию Чайковский посвятил В.С. Шиловскому. С огромным успехом она была впервые исполнена в симфоническом собрании РМО 24 января 1876 года. В сентябре 1876 года Чайковский побывал в Усове последний раз.

Памятник гончарному промыслу Бондарского района